Эффект Кулешова или как не ошибиться при определении эмоций других людей.

Тем, кто развивает в себе эмоциональный интеллект (EQ) полезно будет знать о так называемом «Эффекте Кулешова».

Сначала известный в то время актер Мозжухин был снят крупным планом с нейтральным выражением лица. Он просто сидел и смотрел куда-то.

Затем для эксперимента были сняты 3 других плана:

После этого пленка была смонтирована так, что сначала показывалось лицо Мозжухина, а затем — один из трех перечисленных выше планов.
Эти варианты Кулешов продемонстрировал группе людей с просьбой определить эмоциональное состояние актера по его внешности.

Все зрители, посмотревшие фрагменты, независимо друг от друга пришли к выводу, что:

На самом же деле, как мы помним, лицо актера было одним и тем же.

 Рис.1: Эксперимент Кулешова.

Часто при определении эмоций мы допускаем ошибку, приписывая человеку определенные эмоциональные состояния, исходя из контекста и наших представлений: «в этой ситуации он наверняка должен чувствовать вот что…»

Такие ошибки во время сложных бесед или переговоров могут приводить к достаточно серьезным проблемам.

В модуле «Эмоции» в рамках нашей новой программы LIVED (с) мы работаем над тем, как правильно определять и осознавать собственные эмоции, и над пониманием эмоций других людей.

Здесь же дадим одну простую рекомендацию, следование которой поможет избежать «эффекта Кулешова».

Не «додумывайте» за своего собеседника, что он «должен» чувствовать в данной ситуации. Лучше просто спросите его об этом.

Возможны два варианта.

Открытый вопрос: «Скажите, а что Вы чувствуете…»
Например: «Скажите, а что Вы чувствуете после этой презентации»?

Сложность заключается в том, что подобные вопросы на тему эмоций некоторыми людьми могут восприниматься негативно. Ведь эмоции – это очень личное. А тут какой-то посторонний человек просит тебя о них рассказать. «Что я, на приеме у психолога что ли?!»

Поэтому на переговорах или деловых беседах лучше подойдет закрытый вопрос. Составив свою гипотезу (подчеркнем еще раз – именно гипотезу, т.е. предположение) об эмоциях собеседника, проверьте ее с помощью закрытого вопроса. Например:

– Похоже, эта новость Вас расстроила?
– Мне кажется, Вы обрадованы таким вариантом развития событий?
– Правильно ли я понимаю, что Вы злитесь на этого сотрудника?

Такой вариант психологически воспринимается как достаточно безопасный, и в то же время позволит вашему собеседнику рассказать о том, что он чувствует на самом деле. Например:

– Да нет. Не могу сказать, что я сильно расстроен. Скорее, немного жаль потерянного времени.
– О да! Мы несколько месяцев бились за этот контракт!
– Не то, чтобы злюсь… Я, скорее, сожалею, что с ним, вероятно, придется расстаться.

Понимание эмоционального состояния других — важная составляющая эмоционального интеллекта и ключ к управлению ситуацией в общении с людьми.