Газпромбанк. Проект по оценке сотрудников



ОАО «Газпромбанк»– один из крупнейших универсальных финансовых институтов России, предоставляющий широкий спектр банковских, финансовых, инвестиционных продуктов и услуг корпоративным и частным клиентам, финансовым институтам, институциональным и частным инвесторам. Банк входит в тройку крупнейших банков России и занимает четвертое место в списке банков Центральной и Восточной Европы.

Эта история началась с того, как руководство Газпромбанка поставило задачу — провести оценку сотрудников банка, которые взаимодействуют с клиентами. Какие решения мы предприняли, читайте далее.

Задачи и решения

Необходимо было ответить на два вопроса:

  1. оценить готовность сотрудников банка к освоению новых продуктов (в том числе инвестиционных) для их дальнейшей эффективной продажи;
  2. определить, насколько у сотрудников банка, взаимодействующих с клиентами, развиты навыки переговоров.

На этом этапе нам было известно, что для Газпромбанка одной из ключевых бизнес-задач являлось продажа новых продуктов. Поэтому мы приступили к моделированию компетенций, ориентируясь именно на эту стратегическую задачу.

Надо пояснить, почему мы стали разрабатывать модель компетенций, хотя нам уже были заданы критерии оценки, и ответить на вопрос, можно ли было обойтись без моделирования. Дело в том, что эти критерии были весьма расплывчатыми. Если второй пункт, о навыках переговоров, был более или менее понятен, то первый явно требовал разъяснений.

Необходимо было выяснить, какую роль играет специалист по работе с клиентами в продвижении новых банковских продуктов, а именно:

  • какого рода эти новые продукты, кто их разрабатывает, и как специалист по работе с клиентами узнает о них;
  • как сейчас ведут себя специалисты по работе с клиентами, каков их круг обязанностей, и предполагаются ли какие-нибудь изменения в их функционале в связи с развитием банка;
  • каковы ожидания руководителей от специалистов по работе с клиентами, чем они довольны, и что их не устраивает в их текущей работе.

Таким образом, для реализации этого проекта необходимо было провести анализ работы специалистов по работе с клиентами, что само собой привело нас к компетенциям.

Было и еще одно обстоятельство, которое говорило в пользу компетенций. В банке планировалось со временем вводить систему управления эффективностью работы с регулярной оценкой не только целей сотрудников, но и их компетенций. Другими словами, компетенции должны были внедрять в банке в обозримом будущем, и данный проект был первым пробным шаром оценки.

Особенность проекта разработки состояла в том, что по структуре Газпромбанка, специалисты по работе с клиентами, назовем их для простоты клиентщики, находились в разных подразделениях: Департаменте стратегических клиентов, Департаменте развития клиентской базы, Департаменте рынков капитала, Департаменте доверительного управления активами клиентов и Департаменте операций на финансовых рынках. Даже если вы очень слабо представляете себе деятельность банка, по названию департаментов можно догадаться, что работа клиентщиков сильно различалась в зависимости от функциональных особенностей работы подразделения. Вместе с тем, руководители уверяли, что значительной разницы в их деятельности нет. В этом-то нам и предстояло разобраться, встретившись с руководителями всех этих департаментов.

Служба управления персоналом банка сработала очень слажено, и все встречи были организованы в кратчайшие сроки. В течение двух недель августа 2006 года консультанты компании Detech провели серию интервью с менеджерами Банка с целью разработки модели компетенций для специалистов по работе с клиентами.

Сложности

Однако в этой скорости были и свои минусы. Дело в том, что для экономии времени некоторые интервью проходили не с одним руководителем, а с двумя или даже с тремя. С одной стороны, мы могли пообщаться со всеми ключевыми людьми, а с другой, проведение интервью одновременно с несколькими людьми сильно усложняло задачу консультанта по сбору информации.

Во-первых, так как департаменты имели разные задачи, их руководители имели каждый свое видение на то, как должны работать специалисты по работе с клиентами. Даже если их видения не имели при ближайшем рассмотрении принципиальных различий, они употребляли разные слова для описания похожих вещей, что производило впечатление того, что они говорят о разном. Естественно, что в ходе интервью они могли не соглашаться друг с другом, а также делать акцент на то, что в их департаменте все происходит несколько иначе.

Во-вторых, в присутствии друг друга им было очень сложно признать, что в их департаментах бывают проблемы, что клиентщики работают не всегда хорошо.

И, в-третьих, при таких обстоятельствах нельзя было использовать метод репертуарных решеток, применение которого было очень эффективным в данном проекте.

В этой ситуации очень удачным стало решение о применении метода прямых атрибутов, что позволило включить в активную работу руководителей подразделений. От консультанта, после того как он донес до руководителей правила работы с карточками компетенций, требовалось только одно – вести подробные записи комментариев руководителей, которые они давали, обсуждая ту или иную компетенцию.

Кроме того, этот метод позволил получить дополнительные преимущества:

  • Так как менеджерам был предложен набор стандартных компетенций, то они называли одно и то же поведение одинаковыми словами.
  • В ходе группового обсуждения менеджеры должны были прийти к единому мнению о том, какие компетенции наиболее важные. Поэтому им приходилось приводить конкретные примеры, чтобы убедить коллег в своем выборе, в том числе и негативные.

Результат

Анализ собранной информации показал, что существенной разницы в работе клиентщиков разных департаментов в терминах компетенций нет. Это позволило нам сформулировать единый перечень из восьми компетенций для данной категории сотрудников.

Готовность сотрудников банка к освоению и продвижению новых продуктов выразилась в следующих трех компетенциях:

  • Системность мышления
  • Саморазвитие
  • Инициативность

А для оценки навыков переговоров нужно было оценить такие компетенции как:

  • Ориентация на клиента
  • Убедительная коммуникация
  • Построение взаимоотношений

Кроме того, были выделены две очень важные для работы компетенции: Корпоративность и Настойчивость. Здесь особо хочется сказать про корпоративность. Эта компетенция зачастую декларируется многими компаниями как очень важная, хотя анализ работы показывает, что она вовсе таковой не является. Исключение составляют позиции специалистов по работе с клиентами, и иногда другие позиции в банках, инвестиционных и страховых компаниях. Причем эта компетенция, хотя и называется подчас одинаково, имеет различные определения, у которых общим является требование соблюдения норм и правил работы в компании. В данной модели Газпромбанка, корпоративность – это не только соблюдение норм, но еще и командная работа.

Что было дальше

Через полгода после успешного завершения проекта оценки специалистов по работе с клиентами департамент по управлению персоналом своими силами, используя модели компетенций для клиентщиков, стандартные модели 20 граней, создали перечень компетенций, применимый ко всем сотрудникам банка. Была разработана система управления эффективностью работы, в рамках которой проводится ежегодная оценка всех сотрудников банка. Руководители ставят цели своим подчиненным и оценивают их по прошествии года, а также они оценивают уровень развития компетенций своих сотрудников. Эти оценки ложатся в основу планирования карьерного роста работников и корпоративного плана обучения на будущий год.

ИЩЕТЕ РЕШЕНИЕ?
Проведём для вас бесплатную консультацию!
ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Чем мы можем быть вам полезны?

Поможем сформировать корпоративную культуру как инструмент управления, разработаем ценности и компетенции. ПОДРОБНЕЕ
Определим личностные качества и компетенции руководителей и сотрудников, дадим руководство по развитию компетенций. ПОДРОБНЕЕ
Определим лидеров, способных эффективно управлять в турбулентной среде, и внедрим программы развития. ПОДРОБНЕЕ
Проведем оценку индекса инновационности, внедрим программы по развитию лидеров и инновационных команд прорыва. ПОДРОБНЕЕ
Внедрим систему управления персоналом на основе данных, повышающих эффективность HR-технологий. ПОДРОБНЕЕ
Поможем взглянуть на бизнес в широком контексте, определить причины возникновения проблем и способы их решения. ПОДРОБНЕЕ
Проведем оценку организационных рисков, включая риски мошенничества и непродуктивного поведения. ПОДРОБНЕЕ
Поможем выявить причину нарушений и внедрить систему управления безопасностью производства. ПОДРОБНЕЕ
Реализуем проекты для повышения эффективности управления на основе точных данных. ПОДРОБНЕЕ

Почему именно мы?

18+
лет на рынке HR-консалтинга
500+
клиентов (компаний)
3000+
обученных сотрудников
1 млн+
пройденных онлайн-тестов