Профиль успешного менеджера в России («20 Граней»)

1. Что такое успех менеджера и как оценить этот успех?

2. Как выявить в компании талантливых людей, которые могут стать успешными менеджерами?

Западные компании, работающие в России, часто придерживаются моделей компетенций, которые используются в их головном офисе. Российские организации вынуждены либо разрабатывать свою модель, либо пользоваться одной из существующих общих моделей компетенций. В то же время разработка собственной корпоративной модели компетенций — весьма дорогое занятие, а общие модели компетенций, существующие в настоящее время на рынке, были разработаны достаточно давно и не всегда отвечают современным требованиям бизнеса. Например, Международная Ассоциация Менеджмента (MCI) последний раз пересматривала свою стандартную модель компетенций в 1996 году.

Кроме того, общие модели компетенций, существующие в настоящее время на рынке, были разработаны за рубежом и не учитывают культурные особенности России и специфику российского бизнеса.

В связи с этим в сентябре 2005 года группа Detech начала масштабное исследование, целями которого стали:

  • Создание общей модели компетенций (GenericCompetencyModel) для менеджеров среднего звена, учитывающей специфику российского бизнеса и требований к успешной работе менеджеров в России.
  • Сравнение полученной модели с критериями успешности менеджеров на Западе.

Данное исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года. Участниками исследования стали 40 ведущих российских и западных компаний. В рамках исследования было проведено 141 интервью с топ-менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России.

По результатам исследования была разработана стандартная модель компетенций для менеджеров среднего звена «20 Граней», которая состоит из 20 компетенций, важных для успешной работы менеджеров в России. Все компетенции разбиты на 5 групп: управленческие навыки, навыки принятия решений, мотивация, индивидуальные черты и межличностные навыки.

Методы Исследования

Данное исследование проводилось с сентября 2005 года по май 2006 года. Участниками исследования стали 40 ведущих российских и западных компаний. В рамках исследования было проведено 141 интервью с топ-менеджерами и успешными менеджерами среднего звена в России.

В исследовании приняли участие ведущие отечественные и западные компании, работающие в России и представляющие различные сектора экономики: банковскую и инвестиционную деятельность, IT-технологии, FMCG, производство, медицину и фармацевтику, логистику и др.

Для разработки общей модели компетенций менеджеров среднего звена в России был проведен анализ работы менеджеров с использованием структурированного интервью. В каждой компании было проведено 2-4 интервью, из них 2-3 интервью с топ-менеджерами и 1-2 интервью с успешными менеджерами компании.

Участникам интервью было предложено рассказать о своей работе или работе подчиненных с помощью примеров из их практики.

В интервью использовались различные методы анализа работы – такие, как «Репертуарные решетки», «Критические инциденты» и «Стратегическое интервью».

Метод «Репертуарные решетки» использовался при проведении интервью с топ-менеджерами для сравнения менеджеров среднего звена, которые работают под их руководством, чтобы определить качества, способствующие успеху этих менеджеров.

Метод «Критические инциденты» использовался в интервью с менеджерами компаний и включал в себя сбор информации о рабочих ситуациях, успешных или неуспешных действиях, которые оказывали важное влияние на работу менеджера.
Этот метод позволил понять разницу между успехом и неудачей в работе менеджера и получить описание поведения менеджера в определенных ситуациях.

«Стратегическое интервью» проводилось с топ-менеджерами компании. Цель данного интервью заключалась в том, чтобы увидеть, куда движется компания в долгосрочной перспективе, какова ее стратегия, каковы тенденции развития рынка, на котором оперирует компания, и определить, какие знания, навыки и модели поведения, будут необходимы менеджерам для реализации данной стратегии и достижения ожидаемых результатов.

Длительность проведения каждого интервью составила 1,5-2 часа.

Подробнее об исследовании

Модель компетенций «20 Граней»

Управленческие навыки

  • Планирование и организация
  • Управление людьми
  • Развитие подчиненных
  • Лидерство
Мотивация

  • Иннициативность
  • Ориентация на качество
  • Нацеленность на результат
  • Саморазвитие
Навыки принятия решений

  • Анализ проблем
  • Сбор информации
  • Коммерческое мышление
  • Системность мышления
Индивидуальные черты

  • Стрессоустойчивость
  • Адаптивность
  • Ответственность
  • Позитивное мышление
Межличностные навыки

  • Межличностное понимание
  • Работа в команде
  • Убедительная коммуникация
  • Построение взаимоотношений

По результатам исследования был подготовлен письменный отчет, который содержит:

  • модель компетенций успешного менеджера «20 Граней», состоящую из 20 компетенций. В описание каждой компетенции входит название, определение и индикаторы поведения.
  • письменные рекомендации по использованию модели компетенций в интервью, при проведении центров оценки и развития, при составлении опросника 360 градусов, в аттестации (Performance Appraisal) и при составлении индивидуального плана развития.
Позвонить