Как известно, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Однако, «гром» в виде все более ужесточающихся санкций гремит над Россией с 2014 года. Все это время шли разговоры об импортозамещении, но, разговоры шли более интенсивно, чем само импортозамещение. Время было упущено. И сейчас «креститься», т.е. решать-таки задачу импортозамещения, придется в значительно более жестких условиях.
Санкционная политика направлена, прежде всего, на блокирование доступа России к современным технологиям. Из этого следует простой вывод – такие технологии придется создавать самим. И даже в случае копирования зарубежных аналогов, необходимо будет самим создавать и развивать соответствующую инфраструктуру.
И здесь мы предлагаем заглянуть в историю, а конкретно, в 4 мая 1935 года, когда И.Сталин, обращаясь к выпускникам академий Красной Армии, произнес свою знаменитую фразу «кадры решают все». Фразу эту слышали многие. Но не многим известен контекст, в котором она была произнесена. Процитируем Сталина более полно: «Чтобы привести технику в движение и использовать ее до дна, нужны люди, овладевшие техникой, нужны кадры, способные освоить и использовать эту технику по всем правилам искусства. Техника без людей, овладевших техникой, мертва». И именно по этой причине Сталин предлагает заменить прежний лозунг «Техника решает все» новым: «Кадры решают все».
Для современной России эта задача становится актуальнее и еще сложнее. В сложившейся ситуации нужны люди, которые не просто «приводили бы в движение» технику, но люди, которые способны создавать самые современные образцы техники и технологий. В нашей терминологии таких людей мы называем «инноваторы» и «лидеры инноваций».
При рассмотрении задачи импортозамещения широко обсуждаются вопросы финансирования, доступа к технологиям и образцам, вопросы общей поддержки предприятий. Но при этом мало внимания уделяется, на наш взгляд, ключевому вопросу – вопросу о том, кто же будет создавать в России эти технологии, кто будет внедрять инновации, кто будет работать на современных наукоемких предприятиях.
Исследования человеческого фактора в развитии инноваций мы в группе компаний Detech проводим уже более 10 лет. В основе нашей методологии лежит, с одной стороны, анализ исторического опыта, а с другой – современные российские исследования с использованием собственных инструментов оценки потенциала человека.
В рамках первого направления нами было проанализировано большое количество документальных и биографических материалов, связанных с работой тех людей, которые были двигателями инноваций во времена СССР. К сожалению, очень многих из них уже нет в живых, но, тем не менее, нам удалось провести серию интервью с теми, кто когда-то стоял у истоков советской космической программы, создавал новые образцы техники в различных отраслях.
В рамках второго направления группа компаний Detech провела анализ личностных качеств, отличающих успешных инноваторов и предпринимателей нашего времени.
В этом материале мы кратко расскажем о результатах этих исследований, которые помогают понять, какие люди сегодня необходимы, чтобы осуществить инновационный прорыв в современной России, и каковы особенности работы с такими людьми.
Если попробовать одной фразой охарактеризовать тех, кто стоял у истоков инноваций и прорывных технологий советского времени, то одна из таких характеристик – «неудобные люди». В биографиях почти всех выдающихся конструкторов и руководителей производств того времени присутствуют поступки, мягко говоря, неоднозначные.
Приведем несколько примеров.
Василий Грабин, выдающийся конструктор-артиллерист, устанавливает на танк Т-34 пушку Ф-34. Когда началась Великая отечественная война, танки Т-34 с грабинской пушкой значительно превосходили немецкие. Была только одна проблема. Пушка Ф-34 не была официально принята на вооружение. Установка ее на танки велась в инициативном порядке. Это был беспрецедентный случай. Когда Грабин доложил об этом на совещании Государственного Комитета Обороны в присутствии Сталина, тот сказал: «Это очень смело и рискованно…»
Исаак Зальцман возглавлял в 1942 году Уралвагонзавод и в кратчайшие сроки добился освоение поточного производства танка Т-34. Когда по указанию Л.Берии его пришли арестовывать, он вызвал заводскую охрану и попросил удалить пришедших с территории завода. Когда же взбешенный Берия позвонил ему, то, согласно легенде, он ответил, что «мне поручено наладить производство танков, и я танковыми гусеницами раздавлю любого, кто будет мне в этом мешать».
Николай Кузнецов – создатель авиационных двигателей и турбин, которые и в настоящее время стоят на газоперекачивающих станциях «Газпрома». Но, кроме этого, он создал и испытал четыре типа новых ракетных двигателей лунной программы СССР. В 1974 году программа была закрыта, а около сотни уже изготовленных двигателей было приказано уничтожить. Но Кузнецов приказ не выполнил. Двигатели он законсервировал и… спрятал. Только в 1992 году эти двигатели впервые были показаны на международной выставке в Москве, вызвав восхищение специалистов спустя более 20 лет после своего создания.
Повторимся, подобные истории можно найти в биографиях очень многих выдающихся лидеров инноваций прошлого.
И каждый раз во время стратегических сессий, тренингов, вебинаров, посвященных развитию инноваций мы задаем участникам простой вопрос: «Можете ли вы представить себе что-нибудь подобное в наше время? Можете ли вы в наше время представить себе завод, выпускающий пушки, не принятые на вооружение? Можете ли представить себе главного конструктора, прячущего сотню ракетных двигателей, чтобы однажды, спустя 20 с лишним лет, они, наконец, отправились в космос?»
Согласитесь, представить себе такое в наши дни практически невозможно.
А ведь именно такие люди создавали лучшие образцы техники, внедряли передовые технологии и, что важно, делали это в самые короткие сроки. Например, КБ Грабина создало танковую пушку спустя всего 77 дней после получения заказа. И это, заметим, был не опытный, а серийный образец. Даже по современным меркам эти сроки впечатляют.
Лидеров инноваций отличали не только выдающиеся интеллектуальные способности, глубокие технические знания и то, что мы сейчас называем управленческими компетенциями. Кроме этого, они обладали следующими качествами:
- Готовность принимать на себя риски, связанные с внедрением инноваций.
- Способность ради достижения результата идти против системы, в т.ч. игнорировать прямые указания самых высоких руководителей и даже действовать в обход законов.
- При этом напомним, что эти люди жили и работали в условиях, когда получить тюремный срок или даже расстрел можно было за значительно меньшие проступки.
- Готовность отстаивать свою позицию на любом уровне, не взирая на чины и звания.
- Умение эффективно представить свои разработки, прорекламировать их в лучшем смысле этого слова.
Есть и еще один крайне важный момент, характерный для успешных руководителей-инноваторов, таких, как генеральные конструкторы. Они очень тщательно относились к подбору людей в свои команды.
Теперь перенесемся почти на столетие во времени и посмотрим, что же отличает современных инноваторов и лидеров инноваций от большинства людей.
Во-первых, исследования показывают, что к инновациям в принципе способны далеко не все люди, а примерно 16-20%, что вполне укладывается в закон нормального распределения и так называемое правило Парето. Из этого следует тот факт, что разного рода программы развития и обучения инноваторов должны быть адресными. Человека, лишенного способности придумывать и предлагать оригинальные идеи, бессмысленно отправлять на тренинги по креативности.
Во-вторых, даже при наличии высоких способностей и достаточной квалификации, необходимо определенное сочетание личностных качеств. В нашей методологии мы назвали это «индексом инноватора»:
- Открытость новому.
- Понимание перспективности идей.
- Креативность.
- Смелость.
- Творческая энергия.
- Уверенность в себе.
Последние два фактора очень важны, т.к. инновационные идеи практически всегда воспринимаются многими людьми скептически и встречают сопротивление. Поэтому инноваторам необходим достаточный личностный ресурс, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Именно это характерно было для успешных инноваторов и в прошлом, и в настоящем.
Но не все инноваторы, обладающие даже высоким творческим потенциалом и поистине неординарными идеями, способны к тому, чтобы успешно «пробивать» их. Вот почему для любой организации очень важно иметь также руководителей с высоким «индексом лидера инноваций».
Руководитель — лидер инноваций также в обязательном порядке должен обладать высокими способностями и готовностью к изменениям. В противном случае он просто не в состоянии будет понять и осознать суть предлагаемых его сотрудниками прорывных идей. Далее же в «индексе лидера инноваций» идут следующие качества:
- Восприятие идей – открытость новым идеям, готовность слушать и обсуждать идеи.
- Оценка идей – способность оценить потенциал идеи в долгосрочной перспективе.
- Поддержка инноваторов – стиль общения с людьми, основанный на открытости, понимании особенностей каждого человека, готовности оказать помощь и поддержку.
Также нужно помнить, что в современном мире создание и внедрение инноваций – это коллективная работа. Потому еще два компонента «лидера инноваций» носят управленческий характер:
- Создание и развитие команды – способность найти подход к людям, объединить и замотивировать их на достижение целей.
- Контроль внедрения – обеспечение слаженной, планомерной работы по достижению целей.
И, наконец, еще одна важная компетенция для «лидера инноваций» — это продвижение идей. Эти люди умели, в хорошем смысле, прорекламировать свою продукцию, эффектно и эффективно ее представить. Примером из прошлого может служить случай с «желтенькой» пушкой В.Грабина, когда среди образцов военной техники, выкрашенных в традиционный цвет хаки, ярко-желтая пушка сильно выделялась, и именно к ней первой подошел И.Сталин.
Индекс инноватора и индекс лидера инноваций были положены в основу системы оценки инновационного потенциала на основе анализа сочетаний личностных качеств людей, определяемых с помощью личностного опросника DEEP. В системе оценки были настроены цифровые профили инноватора и лидера инноваций. Результаты оценки конкретных людей сравнивались с данными эталонными профилями, и таким образом определялась выраженность у них соответствующих компонентов профиля.
Это позволило провести ряд исследований. Что же они показали?
Во-первых, в очередной раз подтвердился тот факт, что инноваторами могут быть не все. При этом, процент таких людей варьируется от отрасли к отрасли и даже от организации к организации. В России наиболее высоким индексом инноватора обладают сотрудники IT, телекома, финансового сектора.
Это вполне объяснимо, т.к. именно данные сектора последнее время реализовывали большое количество инноваций, привлекая к себе людей с высоким инновационным потенциалом.
Меньше всего людей с высоким инновационным потенциалом в традиционных производственных компаниях. И это в сложившейся ситуации не может не вызывать настороженности, т.к. очевидно, что люди с низким инновационным потенциалом не смогут быстро реализовать проекты по развитию и импортозамещению. Хорошей новостью, правда, является то, что нами выделена отдельная категория «высокотехнологичные производства». Там больше людей с высоким индексом инноватора.
Во-вторых, подтвердилась актуальность темы «неудобных» людей. Анализ данных оценки, полученных на протяжении нескольких лет, и сопоставление их с данными о движении персонала, показывает, что на ряде предприятий существует устойчивая тенденция к тому, что люди, у которых индекс инноватора выше среднего по рынку, переходят на другие предприятия или даже в другие отрасли. Еще более ярко эта картина выражена по индексу лидера инноваций. В ряде случаев в организациях задерживаются и продвигаются руководители, не имеющие потенциала для формирования климата инноваций.
Можно ли что-то сделать в данной ситуации как в масштабе страны, так и в масштабе отдельных отраслей и предприятий? Можно.
Первое. Необходимо понять самое главное – инноваций не бывает без инноваторов. А инноваторов больше там, где больше руководителей – лидеров инноваций. Можно вкладывать деньги, закупать оборудование, технологии и образцы, можно строить предприятия, но без соответствующих, «правильных» людей это легко может превратиться в очередное «закапывание» денег.
Второе. Инноваторы по определению находятся в конфликте с традиционным укладом и традиционными системами. Традиционные организации «выталкивают» инноваторов. Именно поэтому на протяжении человеческой истории существовало множество случаев, когда высшее руководство организаций и даже целых стран предоставляло таким людям экстраординарные полномочия и ресурсы, лично курировало их работу и защищало.
В-третьих, люди с инновационным потенциалом – это возобновляемый ресурс. Кто-то из инноваторов будущего сейчас сидит за школьной партой или на студенческой скамье. Целенаправленная работа по поиску и развитию таких людей должна стать приоритетной задачей.
Лев Соколов, доктор экономических наук, профессор, директор программ развития Detech Group