У каждого, наверняка, есть знакомый, который имеет несколько высших образований, но так и не сделал карьеру ни в одной из областей. Есть люди, которые очень любят учиться, но не умеют или не считают нужным применять свои знания на практике, или у них не хватает каких-то других важных качеств, чтобы успешно выполнять свою работу.

Кроме того, разным профессиям и работам люди учатся по-разному, а, следовательно, само обучение требует от человека разных способностей. Соответственно, и способность к обучению будет оцениваться по-разному.  Например, для обучения экономике человеку нужны следующие способности и личностные качества:

  • числовые способности — умение анализировать числовые данные, представленные в том числе в виде таблиц, графиков и диаграмм;
  • вербальные способности — умение анализировать сложные тексты, видеть в разных частях текстов логические связи и противоречия;
  • склонность к абстрактному мышлению;
  • открытость новому и стремление осваивать смежные области знаний. Для того чтобы определить способность человека к обучению экономике, нужно оценить его вышеперечисленные способности и личностные качества. Это можно сделать с помощью тестов на анализ числовой и вербальной информации и личностного опросника, который позволяет оценить открытость человека к новому и его любознательность.

Если мы планируем обучать инженера-конструктора, то, кроме описанных выше способностей, ему еще необходимо уметь разбираться в схемах и иметь пространственное мышление, а из личностных качеств желательно, чтобы он обладал склонностью к инновациям. Таким образом, чтобы оценить способность к обучению инженера-конструктора, нужно предложить ему заполнить числовой тест, вербальный тест, тест на понимание схем или на диагностику неисправностей и тест на пространственное мышление, а также личностный опросник, который, кроме всего прочего, позволяет оценить инновационность человека. А, например, инженеру на производстве инновационность не только не нужна, но даже может быть вредна, так как его работа определена технологическим процессом, также ему необходимо конкретное, а не абстрактное  мышление.

ВЫВОД. Способности к обучению надо оценивать применительно к конкретной работе, но она всегда складывается из оценки способностей и личностных качеств. В таблице ниже дано сравнение методов оценки для трех профессий.

Работа Экономист Инженер-конструктор Инженер производства
Способности Батарея тестов
«Сапфир» (числовой
и вербальный)
Батарея тестов
«Грин» (числовой и вербальный)
+ батарея тестов «Грей» (диагностика
неисправностей)
Батарея тестов
«Грин» (числовой и вербальный)
+ батарея тестов «Грей» (диагностика
неисправностей)
Личностные качества Опросник DEEP: открытость новому, склонность
к абстрактному мышлению, любознательность
Опросник DEEP: открытость новому, инновационность, любознательность Опросник DEEP: склонность
к конкретному мышлению, готовность
к изменениям

Система ONTARGET обладает широким набором методик, позволяющих оценить способность человека к обучению в любой сфере и на любой должности.